Выхлопная система всех дизельных автомобилей комплектуется сажевым фильтром для соответствия «Евро-4», начиная с 2004 года выпуска. При сгорании топлива в двигателе образуются частицы сажи, которые улавливает фильтр. В автомобиле предусмотрен периодический штатный процесс рекуперации для очистки фильтра. По ряду причин он не срабатывает, и тогда требуется ремонт сажевого фильтра.
Выхлопная система дизельного двигателя подвергается меньшим температурным нагрузкам, но большему воздействию вибрации по сравнению с бензиновым. Это определило конструкцию сажевого фильтра – ячеистый керамический элемент, заключенный в металлическую оболочку.
Постепенно частицы сажи забивают каналы устройства, электронная система автомобиля сигнализирует об этом и увеличивает температуру выхлопа для сгорания загрязнений, происходит рекуперация. Этому процессу препятствует плохое топливо, холод. Также само устройство может быть низкого качества. Обычно после 50—120 тыс. км пробега сажевому фильтру требуется ремонт.
Засорение устройства приводит к множеству проблем в работе автомобиля. Часто возникающие последствия.
Если не предпринять меры по устранению неисправности, то в дальнейшем проявятся последствия, ведущие к сокращению ресурса двигателя и системы турбонадува. Появление этих проблем требует срочного обращения в сервисный центр.
Существую три варианта ремонта сажевого фильтра.
Самый простой, но дорогой способ – поменять фильтр. Стоимость даже неоригинальных устройств достаточно высока, через какое-то время замена потребуется опять.
Эффективный вариант ремонта – прочищение фильтра на раннем этапе засора. Производится без снятия устройства с помощью специальных присадок, добавляемых в топливо. Способствует сгоранию сажи и улучшению рекуперации. Также есть способ по непосредственной промывке снятого фильтра химическими реагентами.
Радикальный вариант ремонта сажевого фильтра – полное удаление: физически и программно. Снимает проблему с ним до конца срока эксплуатации автомобиля. ЭБУ перепрошивается для ликвидации сведений о фильтре. Из самого устройства удаляются улавливающие элементы, либо фильтр заменяется пламегасителем. После этого выхлоп соответствует стандарту «Евро-3».
Успешность ремонта сажевого фильтра каждым способом зависит от конкретного случая. Если очистка не эффективна, а на замену нет средств, тогда этот элемент выхлопной системы удаляют.